НАКАНУНЕ НОВОГО ГОДА на Центральном телевидении состоялась премьера двухсерийного фильма «Только в цирке» по мотивам известной оперетты И. Кальмана «Принцесса цирка». В главной роли мистера Икса в кино дебютировал непрофессиональный актер - студент V курса факультета международных отношений Московского государственного института международных отношений Игорь Кеблушек (Чехословакия). В беседе с корреспондентом Игорь Кеблушек сказал:
- На съемочную площадку я попал случайно. На спектакле Большого театра «Спартак» я познакомился с кинорежиссером Светланой Дружининой, которая в то время занималась поисками актеров для своего будущего фильма. Она предложила мне попробоваться на роль мистера Икса.
- Как отнеслись к этому Ваши родные, друзья?
- Они узнали об этом не сразу. Когда съемки были в самом разгаре, я позвонил домой в Прагу и сообщил родителям, что снимаюсь в фильме. Они были удивлены, конечно, но не возражали против этого. Единственный вопрос, который их волновал, смогу ли я совмещать напряженную работу на съемочной площадке с учебой в институте.
- А как Вы относитесь к кинематографу в целом?
- Я очень люблю кино. Нравятся все хорошие, на мой взгляд, фильмы, независимо от жанра. В частности, отдаю предпочтение фильмам итальянских режиссеров – Висконти, Феллини. В отличие, например, от лент Бергмана, Бунюэля, которые я не понимаю. Что касается советского кино, то с ним я познакомился впервые у себя на родине. Большое впечатление на меня произвели фильмы С. Эйзенштейна. Но лучше стал понимать советский кинематограф здесь, в Москве, изучая жизнь, традиции, историю, проблемы вашей страны, используя возможность непосредственного контакта с советскими людьми.
- Как Вы чувствовали себя на съемочной площадке?
- Вначале было очень трудно. У меня не было элементарного опыта поведения перед камерой, не было актерской школы. Во многом приходилось идти от интуиции. Творческая атмосфера окружала меня с детства. Моя тетя – известная чехословацкая эстрадная певица Марцела Лайферова. Частыми гостями в нашем доме были актеры, музыканты, художники. И все же, когда в первые дни съемок на площадке раздавалась команда: «Мотор!», мне было страшновато. Позже, уже познакомившись с актерами, ассистентами режиссера и оператора, с гримерами, художниками, осветителями, поняв, что каждый из них на съемочной площадке выполняет свою работу, а вместе мы – единый коллектив, идущий к одной цели, мне стало намного свободнее и легче. Огромную помощь в работе над ролью мне оказала режиссер Светлана Дружинина. Я прекрасно осознавал, что она шла на определенный риск, пригласив на главную роль в фильме, к тому же музыкальном, непрофессионального актера.
- Этот фильм по жанру музыкальная комедия. В нем много музыки, вокальных партий. Какие трудности Вам приходилось преодолевать в этом плане?
- Две трети всего текста приходилось под фонограмму. Но как раз музыкальные эпизоды казались мне менее сложными, в отличие от драматических, требующих актерского мастерства, техники, которых у меня нет. Я успел заметить, что некоторым актерам трудно петь под фонограмму. Мне же очень нравилось это. Музыка помогала мне обрести нужное эмоциональное состояние, создавала определенный настрой, атмосферу.
- Наблюдая за Вами во время съемок, чувствовалась большая музыкальность и пластичность. Сказывается, наверное, Ваше увлечение балетом и музыкой?
- Очень люблю современную музыку и классическую. Особенно Чайковского, это мой любимый композитор. Нравятся также Верди, Равель, Хачатурян. Так что музыка в работе над ролью была моим лучшим помощником.
- Дала ли Вам что-нибудь работа в кино?
- Бесспорно, очень многое. Во-первых, убедила меня в том, что я не актер... Во-вторых, - чувство коллективизма. Но, пожалуй, наиболее важным результатом моего эксперимента явилось то, что кино помогло мне раскрыться эмоционально, выявить скрытые возможности. У каждого человека есть некий эмоциональный потенциал. Часто он не знает, на что способен, стесняется выражать свои чувства. Работа в кино убедила меня, что эмоциональное самоограничение, сдерживание чувств бывает хорошо и необходимо не всегда. И уже к концу работы над фильмом я мог сам различать более удавшиеся мне эпизоды от менее удачных. В этом мне помогали замечательные актеры, с которыми мне посчастливилось работать вместе, такие как Николай Трофимов, Александр Ширвиндт, Людмила Шагалова, Владимир Басов и, особенно, моя партнерша по фильму Наталия Белохвостикова, которой я особенно признателен за поддержку.
- Игорь, какие чувства Вы испытываете сейчас, когда работа над ролью закончена?
- Чувство сложное. Радостное от того, что представилась такая удивительная возможность непосредственно соприкоснуться с миром кино и, главное, с замечательными мастерами. Ну, а грустное, потому что съемочное время пролетело так быстро, приходится расставаться со ставшим родным «Мосфильмом». Ведь впереди напряженнейший период – работа над дипломом, государственные экзамены и возвращение на родину, где меня ждут родные, друзья, работа. Я счастлив, что учусь в СССР, в МГИМО – этой большой интернациональной единой семье представителей братских социалистических стран. И если наш фильм доставил зрителям несколько приятных минут и хорошее настроение, я буду очень доволен.
Елена КАРАКОЛЕВА.
На снимке: рабочая сцена на съемках. Слева направо – режиссер С. Дружинина, И. Кеблушек, Н. Белохвостикова.
ДЕБЮТ В КИНО СТУДЕНТА ИЗ ПРАГИ