Меню сайта

Главная » Статьи » Мои статьи

Статья в журнале "Музыкальная жизнь" № 16 за 1980 год Марцела Лайферова

Звезды зарубежной эстрады. Марцела Лайферова

Звезды зарубежной эстрады

Марцела Лайферова Marcela Laiferová

Когда после концерта я разговаривала в Марцелой Лайферовой за кулисами Московского театра эстрады, у дверей опустевшего здания ее терпеливо дожидались любители автографов. Многие держали в руках фотографии певицы, пластинки с ее портретами на обложке. Снимки очень разные и сделаны в разные годы. На одних Марцела задумчива, на других – освещена задорной улыбкой, но всегда у нее – прямой пытливый взгляд, энергичное лицо в ореоле пышных, светлых волос, от которых словно исходит сияние. Впрочем, облик талантливой словацкой певицы хорошо знаком слушателям многих стран мира...

В тот вечер мы говорили о чехословацкой эстраде и о том, что особенно волновало мою собеседницу – о режиссуре эстрадного концерта. В последние годы Лайферова все чаще думает о концертной программе как о цельном представлении, скрепленной одной мыслью. Вот и только что закончившийся концерт, прошедший в предолимпийской Москве, она выстроили как своеобразный рассказ об одной из стран-участниц Олимпиады-80, о своей родине, милой ее сердцу Словакии.

Песни «Родной край» И. Хорвата и «Дом детства моего» Б. Ондрачека – своеобразная визитная карточка братиславской певицы и одновременно – признание в любви к родной земле. В чуть ностальгическом «Доме» слышны отзвуки народных мелодий, они как воспоминание. Лайферова исполняет «Дом детства моего» с огромным внутренним чувством, с исповедальной открытостью. «Этот дом детства в лесном краю – он всегда во мне, и я всегда в нем», - поет певица. Зал верит ее словам, в них не риторика, а ее живая душа. Песни Ивана Хорвата и Богуслава Ондрачека неизменно представлены в программах Марцелы Лайферовой, которая и у себя на родине и во время зарубежных поездок знакомит слушателей с произведениями современных словацких композиторов. На нынешних гастролях она представила нам новые песни, новые имена своих земляков – Л. Бриестенски, Д. Новковича.

Марцела – чуткий интерпретатор. Не удивительно, что в Словакии многие композиторы создают свои произведения в расчете именно на ее актерскую индивидуальность. Певица с удовольствием включает в свой репертуар и модные шлягеры; в ее московском концерте, в частности, прозвучало несколько известных песен в стиле диско. Кстати, сама Марцела не слишком доверяет разговорам о новизне этого стиля – по ее мнению, диско свидетельствует всего лишь о возрождении интереса к энергичным танцевальным мелодиям, и новизна сказывается разве что в чуть большем, чем когда-то, внимании к ритму, да в количестве композиторов, работающих в этом жанре. Исполняя песни в стиле диско, артистка демонстрирует превосходное чувство ритма, любовь к танцу на эстраде, наконец, редкое умение петь, танцуя, умение, которого, увы, столь часто недостает даже признанным мастерам эстрады.

Лайферова завершила свою программу произведениями советских авторов. «Твои следы» А. Бабаджаняна на слова Е. Евтушенко с триумфом исполнялись певицей во всем мире и вот уже много лет сохраняются в ее репертуаре. «Все могут короли» Б. Рычкова и «Улетай, туча» А Пугачевой – песни, известные нам в трактовке Аллы Пугачевой. Марцела Лайферова сохранила основное настроение каждой песни, но исполнила их по-новому – мягче.

Я столь подробно остановилась на последнем московском концерте певицы, потому что в нем оказались по-своему сфокусированы артистичная манера и жанровые пристрастия звезды словацкой эстрады.

Марцела Лайферова пришла на профессиональную эстраду из самодеятельности. В маленьком городке, где прошло ее детство, она пела в школьном хоре, участвовала в любительских спектаклях. Не прекратила занятий музыкой и после поступления на медицинский факультет Братиславского университета. Студенческий ансамбль, в котором Марцела была солисткой, много выступал, и ее имя постепенно становилось известным. В 1970 году пришел первый серьезный успех, определивший дальнейшую судьбу Марцелы: на музыкальном фестивале в Братиславе она завоевала главный приз – «Братиславскую лиру» (диплом врача, полученный ею в том же году, стал семейной реликвией, и теперь Марцела вспоминает о нем, лишь когда заболеет кто-нибудь из близких). Вскоре выходит ее первая большая пластинка «Марцела», на которой записаны народные словацкие напевы, зарубежные шлягеры, спиричуэлс – песни, уже тогда определившие разнообразие склонностей молодой исполнительницы.

Следующий этап творческо биографии Лайферовой – эстрадный театр «Братиславское ревю», в котором выросло, приобрело известность немало певцов чехословацкой эстрады. Работа в этом коллективе принесла признание. Певицу стали охотно приглашать на радио и телевидение, специально для нее был создан сценарий музыкального телефильма «Конечная станция – ритм».

Вслед за успехом в родной стране пришли награды зарубежных конкурсов, начались многочисленные гастроли по всему миру. В Советском Союзе любители эстрады хорошо знают Марцелу Лайферову. После памятной Братиславской победы она приезжала к нам почти каждый год, выступала с концертами не только в столице, но и в Сибири, на Дальнем Востоке, принимала участие в международных программах «Мелодии друзей» и «Золотая очень», в телепередачах «Звезды зарубежной эстрады».

Становлению Марцелы как профессиональной певицы во многом помог педагогический талант ее мужа, известного чехословацкого композиторам Ярослава Лайфера. Кроме того, несколько лет Марцела пела со знаменитым оркестром Карела Влаха. Это была прекрасная школа для молодой артистки: здесь она, помимо расширения репертуары (что, в общем, легко давалось от природы музыкально одаренной Марцеле), овладела искусством непринужденного, естественного сценического поведения на эстраде. Артистка мечтала превратить свои концерты в своего рода Театр песни. Теперь в программах ее продумано все до мелочей: от исполнительской манеры, фразировки, до сценического движения, мимики, костюма, соответствующего стилю и настроению каждой песни; от драматургии программы в целом до динамики переходов от песни к песне. Марцела ввела обращения к слушателям, подготавливая зал к восприятию очередной песни. Судя по последней программе – московской, тексты этих обращений интересны, занимательны, остроумны. Они ненавязчиво помогают познакомиться с певицей, с ее страной, с фольклорными традициями Словакии. Лайферова словно опытный лоцман ведет слушателей по песенным морям и океанам – из ее родной Словакии мы совершили музыкальное путешествие в Западную Европу и США, а оттуда возвратились к себе домой – в Советский Союз...

Не удивительно, что друзья-артисты часто просят Марцелу помочь им поставить программу, и певица, находящаяся десять лет в зените эстрадного успеха (концерты, гастроли, новые записи, выступления на радио, телевидении, съемки в фильмах), все больше задумывается о режиссерской работе.

...Лайферова умеет зажечь зал своим неподдельным весельем, задором, открытой эмоциональностью. Обаятельная внешность Марцелы, ее сценический темперамент и, конечно, тонкая музыкальность, артистическое мастерство помогают ей завоевывать сердца аудитории. На прощальном концерте в Москве трижды закрывался занавес, но публика не хотела расставаться с певицей, аплодисменты все не смолкали. Тогда Марцела подошла к краю рампы и, улыбаясь, спросила: «Какую же песню вам еще спеть?» - «Начните все сначала»,  - крикнул кто-то из амфитеатра, и зал громкими аплодисментами откликнулся на это предложение...

 

Т. БУТКОВСКАЯ

Категория: Мои статьи | Добавил: admin (21.07.2014)
Просмотров: 1053 | Рейтинг: 0.0/0
 







Igor Keblušek - česky
Filmová databáze online FDb.cz


Igor Keblusek - English


Iгор Кеблушек - беларускі 


Обсуждение Кино-Театр.ru 


Обсуждение Woman.ru